ПУТЕШЕСТВИЯ

Вальпургиева ночь на Броккене

Вальпургиева ночь на Броккене

Вальпургиеву ночь все мистически настроенное человечество празднует в ночь с 31 апреля на 1 мая на горе Броккен, затерявшейся среди угрюмых вершин Гарца в самом сердце Германии. Вальпургиева ночь и Хеллоуин издревле делят год на две половины: Светлую и Темную, знаменуя собой наступление времени жизни и любви – и уход тепла и света, время, когда на земле воцаряется смерть. Хотите побольше узнать о тысячах энтузиастов и любителей старинных обычаев и обрядов, которые ежегодно съезжаются со всего мира на одинокую вершину горы Броккен?

Для того, чтобы полюбоваться на шабаш местных ведьм и даже принять в нем участие, мы связались с известнейшими немецкими магами и колдуньями, заручились их помощью и поддержкой. И отправились в дальний путь, прихватив с собой фотокамеру и собственную ведьму на метле по имени Гризельда…

Мы летим на Броккен!

Вальпургиева ночь. Местность в горах Гарца, в окрестностях деревень Ширке и Эленд. Фауст и Мефистофель» - именно так начинается описание знаменитой 21 сцены бессмертного творения Иоганна Вольфганга Гете «Фауст». Вообще-то, за десяток веков, в течение которых европейцы празднуют Вальпургиеву ночь, своей собственной Лысой горой для шабаша обзавелись все уважающие себя страны. Однако, благодаря усилиям немецких хранителей народных традиций и широкой рекламе этого дикого местечка в бессмертном творении Гете «Фауст», именно гора Броккен из сказочной горной местности Гарц превратилась в настоящую Мекку для европейских любителей мистики. Правда, у российских эзотериков она пока что не пользуется широкой популярностью: два крупных туроператора, которым я позвонила сначала, чтобы заказать билеты и гостиницу, были в затруднении. Они явно не слышали о международном народно-этническом фестивале «Вальпургиева ночь в горах Гарца», как это действие именуется в солидных немецких путеводителях.

Но, как известно, упорство и настойчивость – залог успеха. Наконец, у меня на руках виза, билеты и ваучеры на гостиницы… И мы уже летим, летим, летим – вместе с Гризельдочкой, которая весело помахивает метелкой возле моего рюкзака!

Мимо проносятся Берлин, Хале: первая остановка – Вернигероде, очаровательный городок в Гарце, где назначена встреча с проводником-переводчиком, который будет сопровождать меня на шабаш. Сегодня канун волшебной ночи, улицы переполнены ведьмами и чертями, готовыми к предстоящему карнавалу.

Самое время немножко прогуляться вокруг старинной ратуши, подняться на гору к красивейшему замку Вернигероде, познакомиться поближе с его духами-хранителями и получше узнать историю здешних мест...

Ночь с тридцать первого апреля на первое мая испокон веков праздновалась язычниками как день наступления Весны, от которого зависели плодородность земли, будущий урожай. Обычай отмечать эту ночь в языческом стиле сохранился до наших дней: «во христианстве» праздник носит имя святой Вальпургии, английской монахини, основавшей в Германии один из первых женских монастырей. К лику святых она была сопричислена в 778 году за то, что тридцать лет вела простую и суровую жизнь, полную христианского смирения. Только вот почему именно за этой достойной девой в римском списке святых закрепили пользующийся скандальной славой праздник первой майской ночи, - никому доподлинно не известно. Дошедшие до нас сведения не дают повода предполагать, что почтенная матрона имела хоть малейшее отношение к ведовству и ночным полетам на метле, хотя и слыла знатной чудотворицей.

Разбойники и чернокнижники…

Как поведал мне мой компетентный товарищ, горы Гарца издавна служили «заповедником» изгоев средневековой цивилизации. Начать с того, что заросшие непроходимыми лесами горные хребты Гарца в самом сердце германских равнин были идеальным убежищем для разбойников и мародеров всех европейских войн. Ведь «умный в горы не пойдет – умный гору обойдет!»: мудрые немецкие владыки, воинства, стражи порядка, а уж тем более – странствующие монахи, путешественники и прочий кочевой люд изначально обходили эти горы стороной. Туда не вела ни одна проезжая дорога, путники делали большого кругаля, стараясь избежать опасного соседства этих туманных, негостеприимных горных круч, населенных гоблинами и троллями. Ведь в тех местах видели великанов, оттуда слышалось лязганье металла, доносились запахи серы! Одним словом, это было настоящее гнездо дьявола и его приспешников, куда порядочному христианину соваться было совершенно несподручно: того и гляди, станешь игрушкой в руках темных сил…

Между прочим, все эти средневековые страшилки имели под собой вполне реальную почву. Ведь помимо дезертиров в горы Гарца со всей Европы бежали алхимики и ученые, страшащиеся обвинений в ереси и чернокнижии, знахарки и ведуньи с малыми детьми, спасающиеся от костров святой инквизиции. А также свободолюбивые ремесленники, решившиеся бросить своих помещиков, жестоких садистов-душегубов, которых, как мы знаем из истории, в те времена было видимо-невидимо! Один только Влад Сепеш, приснопамятный граф Дракула чего стоит…

Поэтому, как ни изолирован был Гарц от всего остального мира, но в его дремучих лесах постепенно возникали деревушки-поселения, и по сей день носящие полусказочные имена Вернигероде, Хассероде, Нордхаузен-Кримдероде, Харцгероде, Гернроде. Частица «роде» (что в переводе с немецкого одновременно «кровь» и «руда») в их названии отсылает нас в те давние времена, когда красные оползни на месте выхода серебряной руды на поверхность местных гор люди считали кровью раненных великанов…

Из жилищ алхимиков тянуло серой, в тиглях играло разноцветное пламя, из труб вырывались сполохи искр и клубы разноцветного ядовитого дыма… Вокруг домов ведуний огороды были засажены не добропорядочными брюквой и горохом, а колючим репейником, перечной мятой да полынью, целебными лесными и болотными травами, испускающими дурманящий аромат… Спокойно плодились в здешних горах черные собаки и кошки, подчистую истребленные святой инквизицией в равнинных городах и селах за пособничество Сатане. В кузнях и плавильнях около огнедышащих жерл топок орудовали загорелые, перемазанные сажей великаны, кующие оружие и выплавляющие серебряную и медную руду не иначе, как для горного короля окрестных гномов… Одним словом, нехорошее это было место, странное и опасное!

Наблюдения ученых позволили установить, что даже рассказы о великанах Гарца – не выдумка, а реальный факт. Вернее, оптический эффект, который в окрестностях горы Броккен может увидеть каждый – если окажется на вершине в подходящий момент. Из-за своеобразия местного рельефа и особых климатических условий на склонах местных круч периодически возникает очень плотный густой туман. Падающие на него тени людей, двигающихся по вершине горы в лучах заходящего солнца, дают полную иллюзию поднимающихся по склонам гигантов!

Где Шаббат, там и шабаш…

Но давайте отвлечемся от кузнецов и великанов: в конце концов, не ими славен Броккен, а своими шабашами: колдовскими ночными праздниками ведьм. Происхождение слова ведьма нам с вами уже давно известно – ведунья, та, что ведает тайные законы жизни и смерти. А вот откуда взялось слово шабаш? Местные филологи предлагают очень интересный ответ на этот вопрос. Да, как уже говорилось, местные рудники, в которых серебро и медь добывали прямо с поверхности земли, вернее – со склонов гор, притягивали алхимиков, рудокопов и кузнецов, за плодами их трудов в горы ехали бродячие торговцы и… еврейские купцы-менялы! Они тоже с удовольствием обживали местные края: на свежем воздухе, вдали от притеснений властей и святой церкви, всяческих поборов и налогов, капиталец сколотить – самое милое дело! Племени вечных изгоев среди местных отщепенцев жилось неплохо: правда, некоторые иудейские традиции пугали и повидавших виды ремесленников, и проезжих торговцев. Чур, гадать до трех раз: какие ужасы могли твориться за наглухо закрытыми дверями еврейской лачуги на окраине крохотного горного села в пятницу после захода солнца? Тамошние обитатели занимались явной чертовщиной: пели непонятные песни, переодевались в странные одежды, варили особенную еду и при этом не зажигали света, не общались с соседями! Воображение средневековых обывателей не знало меры, рисуя всяческие ужасы: ну а вы, дорогие читатели, наверняка уже поняли, откуда произошло магическое слово шабаш. Разве не от ортодоксального иудейского Шаббата, обычая праздновать субботу, начиная с вечера пятницы?

В шабашах на Броккене принимал участие узкий круг посвященных, всеми силами стремящихся избежать огласки. К сожалению, отсутствие информации лишь распаляло фантазию обывателей, породившую следующие фантастические представления: на вершине горы председательствует сам Сатана в образе козла с черным человеческим лицом; каждая ведьма приводит на праздник черта, демона или беса; чтобы принять участие в празднике, умершие распутницы выходят из могил, а нечистые духи покидают преисподнюю. Все ведьмы прибывают на вершину горы на метлах, и проводят ночь в совокуплении с нечистой силой и самим дьяволом… Трудно судить, насколько накоротке с сатаной были местные красотки сотни лет назад, но сегодня на Броккене не сыщешь даже самого захудалого бесенка! Только колоритные старые и молодые черти вполне земного происхождения пируют с ведьмочками ночь напролет, во все горло распевая мистические песни и, разбившись на парочки, уединяются в кусты. Настоящие же эзотерики ведут себя тихо, скромно, держатся в стороне от ряженой толпы. И лишь время от времени мелькнет в чаще огонек костра, потянет слабым запахом серы…

Долгий путь к вершине…

«Дубинкой путь стараюсь облегчать… То странствовать в извилистой долине, то лезть с утеса на утес к вершине, откуда вниз ручей стремится в дол… Будто змеи, меж камнями вьются корни за корнями, западни для нас готовят, и пугают нас, и ловят, и ожив, деревьев капы, как полипы, тянут лапы нам навстречу…» - так описывал Гете подъем на гору Броккен три века назад. Двести, сто и даже пятьдесят лет назад любителям ведьминских плясок тоже приходилось туго: на отвесные, поросшие лесом горы Броккена приходилось карабкаться в полной темноте, без дорог и тропинок… Но нам с Гризельдой повезло: после объединения Германии хозяйственные немцы решили взять дело шабаша в свои руки, и предоставить туристам все условия для комфортабельного проведения Вальпургиевой ночи! Поэтому на гору мы, как и положено ведьмам, летели по воздуху: нас поднимала уютная красная кабинка канатной дороги. Обратите внимание на фотографию: на всех кабинках в дань традиции нарисована ведьма на помеле… Вместе с нами в очередь на канатку становятся упыри и ведьмы, оборотни и водяные… Хотя из городка Ширке на Броккен можно подняться и пешком: очаровательные бронзовые тролли (очевидно, оживающие с наступлением темноты) любезно укажут вам направление, а следы чертова копытца (отчетливо отливающие металлом в выбеленном круге) приведут точно к вершине – туда, где каменные валуны ограждают утоптанную за века босыми ведьминскими пятками поляну для плясок.

Поляну тоже охраняют три знаковых персонажа из бронзы: тролль, обнаженная ведьма во вполне модных бронзовых сабо, и, конечно же, его превосходительство, господин Барон – сам Сатана, с лошадиным копытом и рогами, с которым запанибрата обнимаются и фотографируются мелкие участники шабаша…

Вокруг нас бродят толпы мужчин, неожиданно проявивших свою дьявольскую сущность красными рогами, носятся стайки детишек, наряженных ведьмами, чертями и водяными, группами вышагивают почтенные гадалки, колдуньи и юные чертовки…

Какая ночь! Ах, какая ночь!

И вот она, наконец, начинается: волшебная, колдовская ночь святой Вальпургии. Над горой разносится громкий удар гонга – это сигнал к началу общего веселья. Из заранее привезенных дымовых установок клубится разноцветный дым – броккенский туман сегодня взял отгул, над горами собираются дождевые тучи, упорно накрапывает мелкий дождик, так что великанов и прочих оптических эффектов нам сегодня не видать… Зато разноцветные дымовые завесы, окутывающие поляны, на которых отплясывает слетевшаяся на шабаш нечисть, выглядят вполне впечатляюще! Мы с моим спутником движемся вперед, до нас доносятся обрывки музыки: мрачные завывания Эры, Раммштайна, звуки тяжелого рока перемежаются забойными ритмами немецких народных плясок и кантри. Народ гуляет вовсю: вокруг уйма передвижных палаток с едой, - колдовской, конечно! Сладкие лягушки, мухоморы и пиявки из жевательного мармелада, длинные тонкие колбаски – Вурмстюрские червячки: ведь всем известно, что ведьмы обожают лягушек, червей и пиявок! Тут же на легких прилавках разложена колдовская утварь: хрустальные шары, магические кристаллы, колоды гадальных карт и амулеты. Масса игрушечных ведьм и метелок – выбирай на любой вкус!

На каждом шагу встречаются магазинчики, торгующие «Броккенским огнем» - знаменитой настойкой горных трав, фирменным напитком местных колдунов. Другая местная достопримечательность, которую пробуют и увозят с собой все приезжие – вкуснейшая наливка из лесных ягод «Броккенская ведьма»: портрет ведьмы, которая триста лет назад придумала рецепт этого тридцатиградусного напитка, гордо красуется на каждой бутылке. Здесь же, на Броккене, с 1786 года стоит маленький винокуренный заводик, который производит эти настойки – и принадлежит он семье потомственных колдуний.

Я на себе чувствую, что эти напитки прекрасно заменяют знаменитую ведьминскую мазь: по крайней мере, нам с Гризельдой уже кажется, что мы парим в воздухе, и наши глаза видят вокруг совершенно фантастические картины! Шабаш постепенно набирает силу… На вершине, на площадке, охраняемой бронзовыми хранителями, разведен огромный костер, и вокруг него пляшут те, кто решил заночевать на Броккене. Все остальные постепенно спускаются с горы: так что к моменту закрытия канатной дороги городок Ширке оказывается битком набит ведьмами и чертями. Песни и пляски на главной улице Ширке – Броккенштрассе – продолжаются до самого утра. Должна отметить: немецкие пьяные черти и вурдалаки весьма добродушны, охотно фотографируются и готовы любить весь мир! Чем выгодно отличаются от обычных человеческих особей, повсеместно тусующихся на рок-фестивалях и концертах под открытым небом. Всеобщая толерантность и эзотерическое единение на вершине Броккена – одно из лучших, приятнейших воспоминаний моей долгой и насыщенной всевозможными впечатлениями жизни. И я клянусь Броккенским огнем, что обязательно вернусь сюда, на шабаш, вместе со своими друзьями и коллегами из «Оракула»!

Ведущий редактор газеты "Оракул" Анна Малахова

Источник - oracle-today.ru